История отделов школы







Отдел специального фортепиано.

Создавая нашу школу в 1957 году, Софья Дмитриевна Позднеева, будучи по образованию пианисткой ( она закончила Ленинградскую консерваторию по классу проф. С.И.Савшинского ), прекрасно осознавала, что в структуре любой музыкальной школы фортепианный отдел является самым большим по контингенту учащихся  и, во многом, определяет лицо школы.

Софья Дмитриевна обладала двумя удивительными качествами: она умела сотрудников превращать в сподвижников, а также интуитивно почувствовать и увидеть в молодом, подчас ещё никому не известном специалисте, преподавателя или концертмейстера, который в дальнейшем будет необходим школе, и будет соответствовать по профессиональным и человеческим качествам тому «духу Василеостровской школы», который она создала.

У истоков создания отдела, рядом с Софьей Дмитриевной оказались великолепные специалисты и замечательные люди; это Марианна Робертовна Фрейндлинг, Константин Константинович Рогинский, Валентина Яковлевна Лучинская, Наталья Николаевна Смирнова. Всех их, кроме всего прочего, можно назвать самоотверженными людьми, ибо начинали они работать в кошмарных, по сегодняшним меркам, условиях ( в одной комнате одновременно функционировали канцелярия, библиотека и шли занятия по ОКФ)

Мудрость и прозорливость Софьи Дмитриевны в подборе необходимых для школы преподавателей подтверждает следующий, уникальный по своей сути, факт: молодой, великолепный пианист Константин Рогинский, в предвоенные годы игравший сольные концерты в Малом зале Филармонии, не был призван на фронт в 1941 году из-за очень слабого зрения. Но, каким-то образом, введя в заблуждение медиков, он добился призыва в армию. В 1942 году под Воронежем командир пехотной роты лейтенант Рогинский был тяжело ранен немецкой миной. Только искусство и риск врачей позволили избежать, казалось бы, неизбежной ампутации рук, но обе кисти остались, практически, неподвижными.

Ни один директор музыкальной школы в послевоенном Ленинграде не рискнул взять на работу этого человека; единственным исключением была Софья Самойловна Ляховицкая, но и она доверила ему только класс ОКФ.

Несмотря на скептицизм коллег-директоров, Софья Дмитриевна Позднеева сразу пригласила Константина Константиновича на класс специального фортепиано, и в короткое время он стал одним из самых  авторитетных преподавателей города.

В начале 60-х годов на отделе появились молодые преподаватели, ныне составляющие гордость школы — Елена Львовна Островская и Калерия Адольфовна Сандовская, а также Ирина Арсеньевна Боева, которая в дальнейшем жила и превосходно работала в Москве, и Ирина Львовна Качан, только в 2007 году закончившая работу в школе.

Середина и вторая половина 60-х годов стала переломным временем в развитии школы в целом , и фортепианного отдела в частности. Переезд школы в здание на набережной Лейтенанта Шмидта предусматривал увеличение контингента учащихся и привлечение на отдел новых преподавателей. Именно в эти годы пришли Ольга Михайловна Хатина, Аркадий Николаевич Борзенков, Евгения Григорьевна Сухоцкая, Наталья Викторовна Курганова и другие. Именно тогда встал вопрос о преемственности в педагогической работе, о передаче опыта молодым. И колоссальную роль в этом сыграла замечательный человек и блестящий специалист Марианна Робертовна Фрейндлинг. Проводимые ею в течение ряда лет семинары для молодых преподавателей дали каждому из них незаменимый педагогический «багаж» для дальнейшей деятельности.

В начале 70-х годов на отдел пришли работать преподаватели, в дальнейшем  вписавшие славные страницы не только  историю фортепианного отдела, но и в историю школы — Ирина Михайловна Саравайская и Марина Григорьевна Полозова. С их приходом ,как бы, закончился процесс создания той кадровой основы на которой дальнейшем сформировалось то, что мы сегодня называем «отдел специального фортепиано Санкт-Петербургской детской музыкальной школы №11 ».

В настоящее время отдел специального фортепиано — это 160 учащихся, плюс подготовительная группа, их обучают 16 преподавателей. А за полувековую историю школы отдел подготовил более двухсот пианистов-профессионалов, которые в настоящее время ведут исполнительскую и педагогическую деятельность в Санкт-Петербурге, других городах России и за рубежом.

Лучшие учащиеся отдела всегда имели возможность показать свои достижения на лучших концертных площадках города. В течение 20 лет концерты наших юных пианистов проходят на прославленной сцене Малого зала им. М.И.Глинки Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича. Даже родилась своеобразная традиция- ежегодно первая суббота весны является днём концерта наших юных пианистов в Филармонии.

Десятки наших учащихся стали лауреатами различных конкурсов и фестивалей, в том числе международных. Опыт работы преподавателей отдела востребован как в России, так и за рубежом. По инициативе японской стороны с 1999 по 2003 год преподаватели отдела Е.Л.Островская, М.Г.Полозова, К.А.Сандовская, И.М.Саравайская, О.М.Хатина, а также старший преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Г.В.Сандовская (бывшая ученица школы) проводили «мастер-класс» на базе нашей школы с учениками музыкальных школ г. Осака.

С показом учеников, для проведения «мастер-классов», с концертными выступлениями, для временной работы и т.д. преподаватели отдела в разные годы приглашались в следующие страны: А.Н.Борзенков — Швеция; А.А Левит — Германия;  А.Б.Морозова — Италия, Германия; Е.Л.Островская — США; М.Г.Полозова — Латвия, Болгария, Беларусь;
Л.С.Саенко — Германия, Сандовская К.А. — США; И.М. Саравайская — Германия; Е.Г.Сухоцкая — Болгария; Л.А.Юрковская — Марокко.

Достижения отдела, естественно, не были бы возможны без тех преподавателей, которые пришли в школу в 80-е годы и позже, это — Ольга Евгеньевна Федосимова, Лариса Семёновна Саенко, Алла Борисовна Морозова, Андрей Владимирович Стародубцев, Людмила Алексеевна Юрковская, Людмила Евгеньевна Артамонова, Татьяна Юрьевна Бычкова, Ирина Святославовна Давыденко, Елена Борисовна Зябрева, Алла Александровна Левит, Алла Владимировна Набокова.

А то, что выпускники разных лет возвращаются в школу в качестве преподавателей, даёт уверенность в будущем отдела специального фортепиано Санкт-Петербургской детской музыкальной школы №11.


Отдел струнных инструментов

За годы существования отдел струнных смычковых инструментов стал одним из ведущих в городе. Многие его учащиеся, избрав профессиональный путь, становились преподавателями музыкальных школ, училищ, высших учебных заведений, оркестрантами Выпускники отдела вписали славные страницы в историю сольного исполнительства как у нас в стране, так и за рубежом. «Выпускник Василеостровской школы» — это всегда звучало как самое высокое признание качества полученной в детстве школы. При получении призов на престижных международных конкурсах на вопрос: «В какой школе Вы обучались?», ответ – «В самой обычной районной, но в Василеостровской» — звучал как самая большая похвала в адрес вырастивших конкурсанта педагогов.

Наверное, нет в Европе детского конкурса, где бы ни выступали наши ученики, занимая почётные места, и это всегда было, прежде всего, большими педагогическими победами, высоко оцениваемыми коллегами различных стран.

Наши учащиеся в рамках отчётных концертов школы, классных концертов, концертов под патронажем Филармонического общества, играют в лучших концертных залах страны и за её пределами.

Первым руководителем отдела струнных смычковых инструментов был Н.Н. Храмов, виолончелист по специальности, возглавлявший также струнный оркестр школы.

Затем руководителем струнного отдела стал Антропов Ф.М., создавший на отделе обстановку требовательности, ясности методических установок, человеческой доброжелательности.

Им были профессионально подготовлены многие учащиеся, но прежде всего хочется вспомнить Нину Протасову, блестяще закончившую нашу школу и ныне работающую в Германии.

В это время на отделе работали Г.И. Палечек, Т.Л. Абрамович, С.Г. Ярускина, Э.И. Белозерова, Е.Е. Брегман, Т.К. Либерова – представители разных поколений, разных школ, очень различных, порой диаметрально противоположных подходов к обучению.

В период заведования отделом В.Я. Елиным были заложены традиции, которым верен отдел и поныне: гармония, единство постановочно-технологических, музыкально-исполнительских задач. Это был тот рывок в работе отдела, который позволил впоследствии считать его лучшим отделом среди ленинградских детских музыкальных школ.

В.Я. Елин сам был незаурядным педагогом, воспитавшим многих прекрасных музыкантов. Л. Шукаев, Л. Горелик, Б. Аркадьев, В. Соболенко, В. Попов, М. Буровик стали заметными фигурами в исполнительстве на виолончели. В.Я Елин был необыкновенно притягательной личностью: замечательный музыкант, энциклопедически образованный человек, мудрый, тонкий, обаятельный собеседник. Молодое поколение педагогов обязано ему многим. Не случайно в этот период в школе появляются талантливые педагоги: Е.И. Зайцева и Т.Д. Прасникова. Проблемы скрипичного обучения так живо волновали нас: мы кипели, бурлили, мы жили ими!

В это же время работал С.М. Шальман, создавший свою методическую систему, впоследствии ставший кандидатом искусствоведения. А.Мейздор, К. Кирюхина, А. Коробкина и др. были выращены им в стенах нашей школы.

Вслед за В.Я. Елиным место заведующего струнным отделом заняла Е.И. Зайцева. Блестящий педагог, незаурядная личность, она, прежде всего, силой своего таланта, неиссякаемой энергией, огромного обаяния зажигала, воодушевляла коллег. Какими праздниками были наши отчетные концерты! Ею воспитано целое созвездие замечательных скрипачей: М. Лапин (США), Е. Плечко (Англия), М. Бельская (преподаватель Московской Консерватории), Д. Гагулашвили (преподаватель Средней специализированной музыкальной школы-лицея Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова) и др.

Незабываем и период деятельности на отделе Т.Д. Прасниковой: прекрасный, тонкий музыкант, умный, чуткий, тактичный наставник, она щедро делилась своим опытом, умениями с подрастающим поколением. Ее ученики – А. Николаева, Павел и Сергей Фильченко, М. Русинова – профессионально состоявшиеся личности. Теперь и Е.И. Зайцева, и Т.Д. Прасникова преподают в Средней специализированной музыкальной школы-лицея Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова.

С 1985 года отделом руководила Т.К. Либерова.

Выпускники Т.К. Либеровой:

Васильев (Киселев) Александр, Мариинский театр. Смирнова Светлана, театр им. Мусоргского. Магнес Вера, Израиль. Самохвалова Светлана, Санкт-Петербург. Писарева Татьяна, Санкт-Петербург, оркестр. Челпанов Олег, США, Минеаполис. Омельяненко Ольга, Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 2. Серебряный Алексей, Германия, оркестр Золлинген. Серебряный Михаил, Германия, оркестр Золлинген. Хатина Любовь, Санкт-Петербург, ЗРК РФ. Калиновский Григорий, США, профессор Манхэттенской школы, солист. Рождественская Екатерина, Санкт-Петербург. Святловская Валентина, Средняя специализированная музыкальна школа-лицей Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Саенко Ольга, Средняя специализированная музыкальна школа-лицей Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Грингольц Илья, США, солист. Малов Сергей, Австрия, Зальцбург, Моцартеум. Булов Александр, АСО Краденова Ольга, Англия. Максименко Григорий, Средняя специализированная музыкальна школа-лицей Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Лопатина Вера, Москва, Музыкальное училище Ипполитова-Иванова. Климашевский Семен, обучается в Средней специализированной музыкальной школе-лицее Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Дмитриева Анна, Средняя специализированная музыкальна школа-лицей Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

По-прежнему в «наших рядах» прекрасные педагоги: Е.Н. Миркина, беззаветно отдающая всю себя творчеству и С.Г. Ярускина, которая и сейчас поражает влюбленностью в дело, которому посвятила жизнь. Личности их отмечены самой высокой «пробой» человеческой и профессиональной честности.

Е.Н. Миркина воспитала многих учащихся, продолжающих обучение в профессиональных учебных заведениях. Это: Д. Чернявский (США), Д. Файншмидт (Германия), К. Митряева (альт, аспирантура Консерватории), Е. Гольденберг (Музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова), П. Прудникова (Консерватория) и др.

С.Г. Ярускина подготовила для поступления в музыкальные училища: Цветкова Зоя (США), Грибанова Екатерина (СПб), М. Затин (Мариинский театр), Л. Зинчаренко (молодежный Мариинский театр), Семёнова М.В. (Оркестр Таврический, в настоящий момент заведующая отделом струнных инструментов нашей школы)

Пополнение отдела, и очень качественное, произошло в 90-е годы: Е.И. Булова и И.Б. Чичина. Е.И. Булова имеет большой класс, трудится с огромной самоотдачей, развивая лучшие традиции струнного отдела. Ее выпускники: А. Рамазян (Консерватория), К. Гончаров (Консерватория), Д. Бараненкова (Консерватория), М. Опоцкая (альт, Консерватория).

Также И.Б. Чичина добивается высоких результатов в своей деятельности:
многие ее ученики стали лауреатами, дипломантами различных скрипичных конкурсов. Ее учащиеся – М. Коваленко, А. Ткачук – поступают в профессиональные учебные заведения.

На струнном отделе работают преподаватели класса виолончели: Тищенко Л.А. и Жемолдинова Н.Е. Их деятельность отличается высочайшим уровнем профессионализма. Выпускники Тищенко Л.А., избравшие профессиональный путь: Попова Екатерина (Музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова, Консерватория), Юнович Владимир (Музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского), Андреев Платон (Музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова, Консерватория), Веселов Михаил (училище им. Шопена, г. Москва).

И выпускники Жемолдиновой Н.Е., поступившие в училище: Матвеев Николай (ЗКР, Музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского), Ганенко Дмитрий (II курс, Консерватория), Рычагова Юлия (Консерватория, аспирантура), Горелова Анна (квартет, Санкт-Петербург).

В школе все годы существует струнный оркестр, руководимый В.Я. Елиным. С     года его сменил С.Н. Ефаев. Его энергия, энтузиазм безграничны. Огромное количество концертов в лучших концертных залах Петербурга. И с чем сравнима радость совместного музицирования!

Педагоги, работавшие на отделе в разное время: Васильева О.В., Полякова Е.А., Смирнова С.В., Грауман Л.В, Корчмар Т.Л., Соколовская    , Бохорова А.В., Синайская А.Е.

За последние годы отдел пополнился новыми преподавателями: Григорьева Е.В., Каравашкина Ю.С., Москальонова С.В., Семёнова М.В. (ныне заведующая отделом).
Мы ждем новых свершений!


История отдела духовых и ударных инструментов

К созданию отдела духовых и ударных инструментов первый директор школы С.Д. Позднеева сумела привлечь известных и авторитетных музыкантов. В в школе стали работать по совместительству преподаватель музыкального училища им. М.П. Мусоргского К.А. Пархоменко (труба), солист оркестра штаба Ленинградского военного округа И.И. Доценко (флейта), артист оркестра Театра оперы и балета им. С.М. Кирова Г.И. Страутман (тромбон). Эти люди, являясь блестящими музыкантами, были ещё и педагогами по призванию. Они стремились привлечь в свои классы, так называемых, «трудных подростков», а также организовали в школе обучение детей - воспитанников оркестров воинских частей и военно-учебных заведений Ленинградского гарнизона. Результаты профессиональной и подвижнической деятельности этих замечательных преподавателей проявились в очень короткое время: многих учеников отдела стали принимать в музыкальные училища ещё до окончания школы.

После переезда школы в 1967 году в здание на наб. Лейтенанта Шмидта, 31 отдел значительно увеличился, открылись классы кларнета (преп. Сухоцкий А.А.), ударных инструментов (преп. В.М. Контрым), гобоя (преп. Г.Г. Боровецкая). В начале 70 - х годов прошлого века  ознаменовалось приходом на отдел молодых талантливых преподавателей – выпускников школы: Г.И. Страутмана сменил его ученик А.Т. Скобелев, а после скоропостижной кончины И.И. Доценко руководство школы предложило принять класс флейты его ученице, студентке консерватории И.П. Пименовой, которая, обладая незаурядным педагогическим дарованием, в очень короткий срок стала одним из ведущих преподавателей города, а в настоящее время её работа снискала заслуженную известность в России. В конце 70-х годов руководство школы пригласило на работу ряд преподавателей, деятельность которых способствовала тому, что отдел духовых и ударных инструментов прочно занял лидирующие позиции в городе. В школу пришли В.Г. Ефимов (труба) возглавивший отдел, Г.М. Мюллер (гобой), М.Ф. Пугачевский, (тромбон), Н.А. Гольм (фагот), Г.А. Ермилов (валторна), В.Л. Эскин (ударные инструменты), О.Г. Фролов и Ю.Н. Зюряев (кларнет). Тогда же В.Г. Ефимовым был создан полноценный духовой оркестр большого состава, выступления которого стали подлинным украшением не только концертов школы, но многочисленных культурных мероприятий городского масштаба. Следует отметить ещё один важнейший аспект в деятельности духового оркестра: в течение ряда лет оркестр в летние каникулы выезжал в Краснодарский край, где проводил концерты в пионерских лагерях Анапы, Геледжика и Черноморского побережья Кавказа.

Одними из первых выпускников стали Ханяфи Чинакаев – артист Заслуженного коллектива республики Симфонического оркестра Санкт-Петербургской Государственной филармонии, Заслуженный артист России и преподаватель ССМШ Санкт-Петербургской консерватории, А. Т. Скобелев профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

После ухода В.Г. Ефимова отдел до 2011 года возглавляла И.П. Пименова

В конце 1990-х годов в школу пришло уже третье поколение преподавателей – «ученики учеников»

Ирина Алексеевна Левченко (флейта, выпускница заслуженного работника культуры России И.П. Пименовой), после обучения в школе поступила и окончила ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова также в классе И.П. Пименовой, в Санкт-Петербургской консерватории в классе профессора А. М. Вавилиной-Мравинской, много лет работала в школе, в настоящее время артистка Михайловского театра оперы и балета.

Ольга Юрьевна Власова (флейта, выпускница И.П. Пименовой) После окончания школы закончила музыкальное училище им. М.П. Мусоргского и Санкт-Петербургскую консерваторию класс профессора Г.П. Никитина и Н.Е. Сечкаревой, далее закончила аспирантуру по классу камерного ансамбля класс профессора К.Б. Соколова. Много лет занимается педагогической работой (СПб ДШИ им. Свиридова, СПб ДМШ №11 по 2021 год). Стала лауреатом престижного конкурса в Болгарии (Албена). В настоящее время является старшим преподавателем ДШИ им. Д.С. Бортнянского. Воспитала большое количество лауреатов конкурсов различного ранга.

Среди выдающихся выпускников класса И.П. Пименовой необходимо отметить

Николая Попова, который после окончания школы закончил музыкальное училище им. М.П. Мусоргского и Санкт-Петербургскую консерваторию класс профессора О.С. Чернядьевой. Будучи студентом, стал победителем многочисленных престижных конкурсов. На третьем курсе стажировался у легендарного швейцарского флейтиста, профессора Ореля Николе в Европейской академии камерной музыки им. В.А. Моцарта в Мала-Вещь (Польша). Окончив Консерваторию, Николай Попов продолжил своё обучение в аспирантуре Высшей школы музыки и театра в Мюнхене, где его наставником был профессор Андраш Адорьян. Одновременно являлся стипендиатом многих немецких фондов и Благотворительного фонда всемирно известного скрипача И. Менухина В 2000 году Николай Попов стал первым исполнителем на духовых инструментах — представителем от России в Молодежном оркестре им. Г. Малера (главный дирижер — Клаудио Аббадо) и участвовал в «Миллениум-турне» оркестра с французским композитором и дирижёром Пьером Булезом. Был солистом БСО им. П. И. Чайковского под руководством народного артиста СССР Владимира Федосеева. С 2012 работает солистом оркестра Большого Театра. Как солист Николай Попов выступал с БСО им. П. И. Чайковского, оркестрами Санкт-Петербургской филармонии, камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и многими другими коллективами под руководством таких дирижеров, как В. Федосеев, В. Спиваков, Р. Мартынов, Ф. Мастранжело, А. Сладковский и др. Помимо классической музыки Николай Попов принимает участие в джазовых проектах, делает аранжировки для различных коллективов. Ведет активную педагогическую деятельность, даёт мастер-классы в разных городах России и зарубежья. В настоящее время преподает в Институте музыки им. А. Шнитке.

Илья Динов после обучения в школе поступил и окончил ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова также в классе И.П. Пименовой, в 2007 г. — Санкт- Петербургскую консерваторию в классе профессора А. М. Вавилиной-Мравинской. Уже на втором курсе консерватории Илья Динов был принят в Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга на должность регулятора группы флейт. С 2016 по 2021 г. Работал преподавателем по классу флейты в нашей школе.

Среди выпускников класса гобоя заслуженного работника культуры России Г.М. Мюллер надо отметить Алексея Федорова. В 2002 году закончил СПб ДМШ № 11 поступил в музыкальное училище им. М.П. Мусоргского (класс Заслуженного деятеля искусств, профессора Н.С. Неретина), затем поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс преподавателя П.Н. Терентьева). Стал лауреатом многочисленных конкурсов, Лауреат премии Правительства Санкт Петербурга «Юные Дарования» (2005 г.). С 2011 по 2013 год стажер в Заслуженном коллективе России академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии. С 2013 по 2021 годы – артист группы гобоев Симфонического оркестра Мариинского театра.

            Среди выдающихся выпускников класса заслуженного работника культуры России Валентина Георгиевича Ефимова стал Эркин Юсупов – тромбон. После окончания школы закончил музыкальное училище Н. А. Римского–Корсакова в классе профессора В. Ф. Венгловского, продолжил обучение в Московской консерватории (класс А. Т. Скобелева). В 2002 году закончил аспирантуру Московской консерватории.    С 1996 года работал в оркестре «Молодая Россия» под управлением Марка Горенштейна. В 2000 году Эркин Юсупов стал лауреатом Конкурса исполнителей на медных инструментах им. Н. А. Римского–Корсакова в Санкт–Петербурге. В этом же году приглашён в группу тромбонов Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. С 2003 года является артистом Большого театра России. С 2011 года работает в Московской консерватории, является доцентом кафедры медных духовых инструментов МГК им. П.И. Чайковского. В 2004–2006 годах работал старшим преподавателем Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова., с 2014 преподает в Государственном училище (колледже) духового искусства.

Еще одним выдающимся музыкантом учеников В.Г. Ефимова стал Алексей Беляев. После окончания школы закончил музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, а затем учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (1992-1997). Работал в Государственном симфоническом оркестре «Классика» и в оркестре Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. В 1996 стал артистом Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Музыкант выступает в составе Российского филармонического брасс-квинтета «Russian Brass», преподает в Музыкальном училище им. М.П. Мусоргского.

Сергей Петрович Зубарев (кларнет, ученик Зюряева Ю.Н.), после обучения в СПб ДМШ №11 поступил и окончил ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, затем в Санкт-Петербургскую консерваторию в классе профессора А.В. Казакова. Преподает в СПб ДМШ №11 с 1994 года, он в самом начале своей педагогической деятельности показал превосходные результаты работы, подготовив большое количество лауреатов и дипломантов различных конкурсов в т.ч. лауреатов премии Правительства Санкт Петербурга «Юные Дарования», международных и всероссийских конкурсов кларнетистов г. Петрозаводск, г. Москва и Открытых Санкт-Петербургских конкурсов юных исполнителей на духовых и ударных инструментах. Среди его выпускников можно отметить Филиппа Создателева и Семена Ушакова, которые  являются студентами Санкт-Петербургской и Московской консерваторий и артистами всероссийского молодежного оркестра под управлением Юрия Башмета и концертирующими музыкантами. Энтони Мзилангве, выпускника Санкт-Петербургской консерватории (кл. проф. Казакова А.В.) артиста оркестра Эрмитажного театра. Григория Аветисяна выпускника Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова (кл. проф. Воробьева Р.Ф.). В настоящее время С.П. Зубарев является членом методического бюро городской секции преподавателей духовых и ударных инструментов Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга. Награжден нагрудным знаком правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». С 2011 года по настоящее время руководит отделом духовых и ударных инструментов и ведет духовой оркестр.

Полувековая деятельность отдела духовых и ударных инструментов даёт все основания, надеяться, что и в будущем выпускники этого отдела впишут не мало достойных страниц в историю Санкт-Петербургской детской музыкальной № 11..


Отдел народных инструментов

Расцветом популярности русских народных инструментов, в частности, баяна и аккордеона, в послевоенные годы, было обусловлено то, что класс баяна был открыт сразу с момента создания школы в 1957 году.

Первым преподавателем этого класса, положившего начало отдела, был Стернин А.Я.

Но детей, желающих обучаться на баяне, в те годы, было так много, что первый директор школы Позднеева С.Д. приняла мудрое решение открыть еще один смешанный класс баяна и аккордеона со следующего учебного года, несмотря на катастрофическую нехватку помещений. Так в 1958 году в школе начал работать известный педагог и исполнитель Кудрявцев А.З., а через 3 года на отдел был приглашен Вишняков Е.П.

Этих трех преподавателей можно с полным основанием назвать основателями отдела народных инструментов нашей школы; все они в творческом и человеческом плане дополняли друг друга и составляли одно целое: Стернин А.Я. был педагогом по призванию, для него никогда не существовало учеников «способных» или «неспособных». Он умел добиваться результата с каждым ребенком, уделяя каждому ученику массу времени, естественно, не только в рамках учебного процесса. Стернин А.Я. всегда жил проблемами каждого своего ученика, и всегда оказывал любому из них возможную помощь.

Кудрявцев А.З. был заметным музыкантом в 40-е – 70-е годы прошлого века не только в Ленинграде, но и в стране. В 1975 году он первым среди преподавателей музыкальных школ города был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Благодаря авторитету Кудрявцева А.З. у отдела народных инструментов школы были многолетние творческие контакты с известными исполнителями, такими как Народный артист Украины профессор Ризоль Н.И. и квартет баянистов Киевской государственной филармонии, Народный артист Украины Бесфамильнов В., Заслуженный артист России Шаров О., Народный артист России Беляев Ю., Заслуженный артист России Кравцов Н.

Важнейшей заслугой Кудрявцева А.З. и всех педагогов отдела тех лет является создание оркестра баянистов. Этот коллектив долгие годы являлся гордостью не только школы, но и всего города. Оркестр с неизменным успехом выступал на многочисленных конкурсах и фестивалях, неоднократно снимался на Ленинградском телевидении, участвовал в так называемых «правительственных» концертах.

Для репертуара оркестра делал обработки Ризоль Н.И., специально писали произведения композиторы Ю. Зарицкий и К. Мясников.

Вишняков Е.П. – уникальное явление в музыкальной педагогике. Незрячий с 15 лет, он, наряду с большой преподавательской деятельностью в школе, являлся солистом Ленконцерта, создал ряд интереснейших обработок народных произведений для готово-выборного баяна, активно способствовал внедрению этого инструмента в исполнительскую и педагогическую практику.

К сожалению, судьба отпустила Евгению Петровичу слишком короткий срок: перенеся два инфаркта, он ушел из жизни в неполных 40 лет.

1968 год является, в известном смысле, переломным в истории отдела народных инструментов. В этот год на отделе начала работать ученица Кудрявцева А.З. замечательный музыкант и педагог Кузнецова Т.Г.

Она являлась уже представителем новой формации преподавателей народных инструментов, которые считали возможным существенно раздвинуть репертуарные рамки этих инструментов, изменить исполнительскую технологию, что блестяще доказали своей педагогической и исполнительской практикой.

Это те преподаватели, которые по инициативе Кузнецовой Т.Г. приглашались на временной основе работать на отделе, в частности: Кузнецов А.И. – в дальнейшем заведующий кафедрой Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова; Мирек А.М. – доктор искусствоведения; Мишелович А.М. – в дальнейшем Заслуженный работник культуры России, с 1986 года возглавивший школу; Шаров О.М. – в дальнейшем профессор Санкт-Петербургской консерватории.

Можно сказать, что Кузнецова Т.Г. и ее коллеги – единомышленники в те годы создавали новую эстетику исполнительства на народных инструментах.

С 1993 года Кузнецова Т.Г. работает председателем предметно-цикловой комиссии Музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского и много лет возглавляет бюро секции преподавателей народных инструментов Учебно-методического центра Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

Преподаватели отдела народных инструментов школы воспитали много превосходных музыкантов, которые играют заметную роль в музыкальной жизни нашего города. Вот только некоторые из них: — Баланов Е. – главный дирижер ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, Заслуженный артист России; — Шумратов В., Лукьянова Т., Яковлев А. – преподаватели Музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского; — Ильин А. – солист Ансамбля песни и пляски Северо-Западного пограничного округа;
— Латышев А., Телькунова А., Трутнева Л., Ерофеева Т., Парфенова О., Шивырялина И., Королева Л., Кириллова И., Смирнова И., Богданова А., Богданова М. – преподаватели различных ДМШ и ДШИ города.

В настоящее время на народном отделе работают следующие работают следующие преподаватели: Рыжкова Т.В., Заслуженный учитель России, Поляков А.В., Лукьянова Т.О., Жогал Л.Л., Иванова А.А., Мережкин М.А.,

В школе создан оркестр баянистов-аккордеонистов под руководством Рыжковой Т.В.
Татьяна Васильевна – преподаватель по классу баяна-аккордеона. За несколько лет работы в школе Рыжкова Т.В. зарекомендовала себя как высокопрофессиональный преподаватель, большой энтузиаст своего дела. Ансамбль и солисты ее класса неоднократно становились лауреатами различных конкурсов, в том числе международных.

Жогал Л.Л. – преподаватель по классу аккордеона и баяна. Специалист высокой квалификации, имеет большой опыт педагогической работы с детьми разных способностей, помогает поддерживать высокий профессиональный уровень отдела. За годы работы в школе Лариса Леонтьевна подготовила лауреатов различных конкурсов, несколько учащихся поступили в музыкальные училища.

Лукьянова Т.О. – бывшая выпускница школы, лауреат международных конкурсов, одновременно является преподавателем колледжа им. М.П. Мусоргского. За время работы в школе проявила себя высокопрофессиональным преподавателем: подготовила лауреата городского конкурса (I место), два ученика ее класса поступили в музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского. Татьяна Олеговна является лауреатом городского смотра-конкурса «Педагогические надежды».

Каждый преподаватель отдела имеет свой стиль работы. Главным критерием остается любовь и индивидуальный подход к учащемуся, уважение друг к другу, умение поддержать и разделить радость творческих успехов коллег..

Благодаря усилиям директора приобретаются новые дорогостоящие инструменты лучших производителей, улучшается материально-техническая база школы.


Отдел теоретических дисциплин

Теоретический отдел ДМШ № 11 всегда отличался высоким профессионализмом, творческим потенциалом, беззаветной преданностью делу. Сплоченность коллектива, дружеская атмосфера, радость взаимопонимания всегда приносила желаемый результат-любовь к предмету, который обычно считается скучным и сухим, победы на композиторских конкурсах, теоретических городских олимпиадах, успехи на вступительных экзаменах в средние и высшие музыкальные заведения. У истоков теоретического отдела стояли Наталья Григорьевна Кабанова и Татьяна Ивановна Пискунова.В 1961 году начала работать Жанна Лазаревна Металлиди, в 1962 году Алла Исааковна Перцовская (ставшая в 1984 году руководителем отдела).В 70-е годы приходят Нина Федоровна Нестерова-одна их первых выпускниц школы, Анна Семеновна Казаринова, Наталья Борисовна Селиверстова. В 90-е годы Елена Юрьевна Столова и Татьяна Леонидовна Попова ( также выпускницы школы), Юлия Николаевна Демина, Эльвира Анатольевна Кельх. В 2002 году Нина Валентиновна и Всеволод Вадимович Кирпичниковы, Людмила Аркадьевна Ткачева ( выпускница школы).

В 1963 году Жанна Лазаревна становится членом союза композиторов. В 1989 году ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской федерации».В 1994 году этого высокого звания удостаивается Алла Исааковна Перцовская.

Результатом совместных поисков и экспериментов явилась авторская методика сольфеджио Жанны Лазаревны Металлиди и Аллы Исааковны Перцовской. Она значительно отличались от прежних принципов обучения. Методика привлекала педагогов новым музыкальным материалом, который включал фрагменты из различных произведений авторов разных стран и эпох. Впервые в учебники включались сочинения учеников. Разнообразные задания «оживляли» сольфеджио, делали его увлекательным и доступным. На уроки педагогов-новаторов стали приезжать преподаватели из Петербурга и многих других городов. «За плечами» Жанны Лазаревны и Аллы Исааковны многочисленные выступления на Курсах повышения квалификации, открытые уроки, авторские концерты в Петербурге, Ленинградской области, Москве.

«Молодеет» дошкольное отделение. В школу стали принимать малышей с 4 лет. Эльвира Анатольевна Кельх создала уникальную методику развития музыкальных способностей юных учеников, С помощью стихов, песен, игр, творческих заданий, ритмических упражнений изучаются сложные теоретические темы, понятия, закладываются основы музыкальной грамотности, дети учатся слушать и понимать музыку. Приходят «учиться» на уроки в дошкольной группе к Эльвире Анатольевне и многие педагоги города.

Инициатором новых форм работы на уроках музыкальной литературы выступила Елена Юрьевна Столова. Ее уроки отличаются необыкновенной самобытностью. Сложный анализ подается в игровой форме, интересной и доступной детям с разными музыкальными способностями, что неоднократно было показано на методических выступлениях в Санкт-Петербурге, Вологде, Пскове, Архангельске. По инициативе Елены Юрьевны в школе были введены технические новинки того времени — видеомагнитофоны, облегчающие детское восприятие серьезной музыки. Елена Юрьевна с большой любовью собрала видеотеку, которая является «золотым фондом» нашей школы. Вместе с Эльвирой Анатольевной Кельх она организует для учеников «культпоходы» в Мариинский театр, в музеи города.

Педагоги музыкальных училищ неоднократно отмечали высокий уровень подготовки учеников школы по теоретическим дисциплинам. Многие из учеников занимали призовые места на городских олимпиадах по сольфеджио и музыкальной литературе. В 2002 году и 2006 году Учебно-методический центр доверил теоретическому отделу проведение городских олимпиад «Театр П.И. Чайковского в интерьере эпохи» и «Сказочный мир сольфеджио».

А.И. Перцовская много лет возглавляет теоретическую секцию городского методического бюро. Алла Исааковна и Елена Юрьевна (член бюро) принимали участие в составлении программ по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе.

Уже несколько лет перед новым годом Э.А.Кельх и Е.Ю.Столова проводят веселые «Мандаринники»-соревнования по музыкальной литературе, на которых в увлекательных заданиях содержатся серьезные вопросы, требующие разнообразных знаний и умений.

Издательская деятельность отдела началась в 1979 году, когда Т.И. Пискунова написала одну из глав учебника по музыкальной литературе. В 1988 году в издательстве «Музыка» выходит первая совместная работа Жанны Лазаревны Металлиди и Аллы Исааковны Перцовской -сборник одноголосных диктантов, в 1989 году — двухголосных диктантов. В течение нескольких лет в издательстве «Композитор» издаются учебники для всех классов музыкальной школы, а также для дошкольной группы по уникальной авторской методике «Мы играем, сочиняем и поем». Анна Семеновна Казаринова (совместно с Осовицкой) издала замечательный учебник по музыкальной литературе «В мире музыки». Это — настоящая маленькая музыкальная энциклопедия, написанная с большой любовью к предмету. К юбилею Жанны Лазаревны Наталья Борисовна Селиверстова написала книгу «Монологи», а через несколько лет была написана вторая книга «Одиссея Ж. Металлиди». Интересно и увлекательно, замечательным литературным языком рассказывается о жизни и творчества Жанны Лазаревны. В 2006 году выходит в свет «Музыкальный детектив» Э.А. Кельх и Е.Ю. Столовой. Авторы предлагают ученикам и учителям по-новому взглянуть на музыкальную литературу. Нина Федоровна Нестерова — высокопрофессиональный педагог, многие годы увлекалась работой над ритмом. К юбилею школы она создала рабочую тетрадь «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать». Интересные, разнообразные задания, несомненно, помогут ученикам и педагогам в развитии ритмических навыков. Новое поколение нашего отдела Кирпичникова Нина Валентиновна, Володягина Дарья Александровна, Белковская Елена Валерьевна, Тарасова Алла Анатольевна продолжают искать новые формы освоения музыкальных «премудростей». 

Мы уверены, что отдел теоретических дисциплин будет сохранять свои традиции ещё многие годы.


Электронные инструменты

Класс электронно-музыкальных инструментов по специальности «Клавишный синтезатор»

впервые в Санкт-Петербурге был открыт в 2002 году в нашей школе по инициативе преподавателей Елены Артуровны Алексеевой и Глафиры Евгеньевны Ханиной.
В период становления этого класса  на обучение поступали учащиеся, которые имели фортепианную подготовку. Позже в класс стали поступать учащиеся на параллельное обучение и прошедшие начальную подготовку в нашей дошкольной группе. Класс постепенно стал занимать видное место в учебном процессе школы.

Использование синтезатора дает возможность играть любым инструментом для озвучивания  выбранного  произведения. Можно даже исполнить духовым или симфоническим оркестром, а также самыми разнообразными элементами музыкальной этнографии и синтетическими звуками. Аранжировки, которые рождаются благодаря синтезатору, позволяют слышать музыку объемно, ярко, разнообразно и самобытно. И все это может сделать один маленький музыкант.

Е.А. Алексеева и Г.Е. Ханина стали заметными фигурами в электронно-музыкальном направлении обучения детей. Их умение сочетать методику классического музыкального обучения и новые технологии позволило им стать специалистами, разрабатывающими интересные и развивающие направления тематических концертов. Ежегодные концерты  классов синтезатора стали заметным и традиционным  явлением в жизни школы. Что характерно, каждый концерт имеет свою концепцию и тематику, а сочетание электронного звучания с вокалом, с различными оркестровыми инструментами дает необычный, интересный эффект и очень тепло воспринимается слушателями.

Работа преподавателей электронно-музыкального класса позволила их ученикам принимать успешное участие в различных фестивалях и конкурсах, в том числе международных.

В этот же период  в издательстве «Нота» вышло в свет учебное пособие для синтезатора (совместная работа  Е.А.Алексеевой с Г. Е. Ханиной)  произведений Е. Сорокиной «Чижик» пьески-песенки на стихи Саши Черного для самых маленьких.
Этот сборник  является первым учебным пособием для электронно-музыкальных инструментов, созданным в Санкт-Петербурге.